Красная горка — интересный праздник, поскольку сочетает в себе православные и народные традиции. Кроме того, она имеет сразу три названия: одно народное — Красная горка и два православных — Антипасха и Фомино воскресенье.
Считается, что праздник Красная горка зародился на Руси ещё в дохристианскую эпоху, это был языческий праздник в честь бога солнца Ярилы. На Красную горку восточные славяне отмечали наступление весны и выходили для этого на самые высокие места, откуда уже сошёл снег — на горки и возвышенности. Отсюда и произошло название праздника, причём слово «красная» означает в нём «красивый», «весёлый», «радостный» — так же, как и в названии Красной площади. В языческие времена на возвышенностях располагались капища, здесь жгли костры в честь бога солнца и приносили ему жертвы, водили хороводы и устраивали игры.
Когда на Русь пришло христианство, оно старалось перелицевать языческие праздники на свой лад, чтобы заместить их духовными традициями. Однако в итоге это породило симбиоз, примером которого является Красная горка. В православной традиции этот праздник называется Антипасха, что означает «подобно Пасхе» или «вместо Пасхи». Антипасха — это продолжение светлого праздника Пасхи, она завершает Светлую седмицу, которая длилась на протяжении всей недели с Пасхи. История этого праздника отсчитывается примерно с IV века.
Есть и третье название у этого дня — Фомино воскресенье, которое открывает следующую за Светлой седмицей Фомину седмицу. Названа она так по имени апостола Фомы, прославившегося в народе как «Фома неверующий». Именно этот апостол, как зафиксировано в Евангелии от Иоанна, усомнился в Воскресении Христа.
Однако уже восемь дней спустя, когда ученики Христа заперлись в одном из домов, спасаясь от преследования старейшин Иудеи, Спаситель явился им, пройдя сквозь запертые двери, и обратился к Фоме.
«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 27–29).
Этот эпизод Евангелия говорит о важности безусловной веры и полного принятия истины, без сомнений и колебаний.
Суть праздника Красная горка
Поскольку у Красной горки три названия, у каждого из них есть и свои толкования.
Красная горка сама по себе — это праздник весны, возрождения и природы, праздник жизни и земли. В этом она схожа с Антипасхой и поэтому, возможно, соединилась с ней, а не заменилась ею в народном сознании: ведь Антипасха — это тоже праздник жизни во всей её полноте. Этим она отличается от Пасхи, поскольку на Пасху празднуется и возрождение к жизни, и смерть, без которой возрождения быть не может. В Антипасху торжествуют только жизнь.